История коренных народов Америки насчитывает 30 тысяч лет еще до того, как приплыл Колумб и по ошибке назвал аборигенов индейцами. Их небольшие племена были разбросаны по всему континенту, индейцы говорили более чем на 300 разных языках. Каков нынешний образ жизни коренного населения одной из самых мощных в экономическом отношении держав мира? Как происходило обустройство индейских резерваций, и как племена выживают в современных реалиях? В вопросе разбиралась Дарина Фомичева.
«Дорога слез» коренных жителей Америки
Прибывая на американские земли, хлынувшие вслед за Колумбом европейцы преследовали разные цели. Кто-то желал нажиться на торговле, кого-то манили полные рыбы океанские воды, часть людей приезжала, чтобы построить дом и заняться сельским хозяйством. Индейцы рады были поделиться с переселенцами землей, опытом и даже едой. Идиллия и мирное сосуществование длились недолго. Не имевшие ни малейшего понятия о частной собственности индейцы были обескуражены тем, что земли, которые у них за бесценок выкупали белые, становились закрытыми для охоты и рыбалки. Они считали, что землей должны в равной мере пользоваться все, а дороги и города портят ее «лицо».
Интересно, что всем известный праздник – День благодарения – первой стала праздновать группа английских поселенцев, прибывшая в Америку в 1620 году. Они были благодарны за то, что выжили после первого года в столь тяжелых условиях. С прибывшими в последний месяц осени пилигримами аборигены делились зерном и показывали рыбные места. Давали семена для посева и объясняли, как сажать и выращивать их на американской земле. Первоначальный посыл американского праздника – это благодарность индейцам за их доброту и щедрость.
Белые считали, что образ жизни дикарей не имеет никакой ценности и современная цивилизация имеет полное право на перераспределение ресурсов. У индейцев отнимали охотничьи угодья, поля, даже индейские города путем войн, угроз и военных соглашений, которые и не думали соблюдать.
В результате американское правительство приступило к переселению краснокожих с Юго-Востока США на Юго-Запад. Путь, который им предстояло пройти, вошел в историю как «Дорога слез». Насильственное переселение индейцев к западу от реки Миссисипи, во время которого погибли десятки тысяч индейцев, продолжалось до конца 1870-х годов. Племена гнали все дальше в горы на неизведанные еще территории, заключая соглашения и обещая оставить в покое и прекратить вторжение в жизнь племен. Но реальная жизнь была слишком далека от бумаг и чиновников Вашингтона. Путь золотодобытчиков-искателей приключений и наживы пролегал прямиком через индейские земли.
К 90-м годам XIX века Запад страны был заселен белыми. Не осталось ни границ, ни гор, за пределами которых индейцы могли жить спокойно. Правительство обещало сохранить оставшиеся индейские земли, предоставить продукты, ведь коренное население теперь было лишено возможности охотиться и самостоятельно добывать пищу . Но слабость управления, недостаточное снабжение, некомпетентность и нечестность чиновников принесло жителям резерваций множество страданий. В племенах распространялись болезни, к которым у индейцев не было иммунитета, как и к алкоголю, которым бледнолицые спаивали аборигенов.
Резервация как решение «индейского вопроса»?
Обустройство резерваций происходило согласно принципу «разделяй и властвуй». Малые племена сгонялись в одну резервацию, большие распределялись по нескольким. Непонимающие друг друга индейцы были вынуждены переходить на английский язык как язык межнационального общения (предполагаемая цель правительства – ослабление и пресечение национально-освободительного движения). Только в 1924 году коренные американцы получили гражданство, благодаря участию индейцев в сражениях в Первой мировой войне.
Сегодня в США насчитывается 550 индейских племен, официально признанных федеральным правительством. Общая численность американских индейцев составляет около 5 млн человек, 2/3 из которых проживает в 275 индейских резервациях. Наиболее крупные индейские племена –Чероки (около 310 тысяч), Навахо (около 280 тысяч), Сиу (115 тысяч) и Чиппева (113 тысяч).
Резервации сталкиваются с многочисленными социальными проблемами, не характерными для развитых стран современного мира, даже для их периферийных регионов.
Безработица в резервациях достигает 80-85%, а средняя продолжительность жизни мужчин составляет 44 года. Активисты видят в этом результат целенаправленной политики руководства США по окончательному решению «индейского вопроса» путем медленного и плавного самоуничтожения индейцев. Алкоголизм является проблемой для 8 из 10 индейских семей, каждый пятый заключенный в штате Южная Дакота – индеец, а процент самоубийств подростков в два с половиной раза выше, чем в среднем по США. На 800% выше, чем в среднем по Соединенным Штатам, и показатель уровня заболеваемости туберкулезом, на 500% – заболеваемости раком шейки матки, на 800% – диабетом, причина которого – поставки продуктов питания с высоким содержанием сахара, осуществляемые в соответствии с Федеральной программой обеспечения продовольственными товарами.
Коренное население одной из самых мощных в экономическом отношении держав мира живет на уровне отсталых государств, находясь на грани выживания. По данным многолетней статистики Министерства юстиции США, американские индейцы вдвое чаще, чем остальные жители США, становятся жертвами насильственных преступлений. Питьевая вода и канализация отсутствуют в 1/3 домов резервации, 40% домов не имеют электричества, 60% – телефонной связи. В каждом доме проживает примерно 17 человек, тогда как число комнат не превышает двух-трех.
Западная демократия только в 2005 году нашла в себе силы отменить закон, действовавший 330 лет и запрещающий индейцам посещать город Бостон. Как и для других меньшинств, для индейцев существует система неравной платы труда. В период кризиса они первыми оказываются без работы. По данным последнего десятилетия, индеец, прибывший в город, даже имея средства, не во всех кварталах может снять дом или поселиться в хорошем отеле, а также не будет обслужен в большей части ресторанов. Браки между белыми и индейцами запрещены в 15 штатах.
Восстановить то, что утеряно
Сегодня индейские резервации обладают тем же юридическим статусом, что и американские штаты. В резервациях действуют как федеральные, так и племенные законы. В большинстве резерваций активно действуют племенные суды и собственные правоохранительные органы.
Индейцы платят федеральные налоги и пользуются такой льготой, как бесплатное образование. В резервациях устанавливаются правила владения землей – во многих земля является коллективной собственностью племени, но есть и те, собственниками которых являются частные лица.
Двигателем прогресса для индейских резерваций в настоящий момент является игорный бизнес, разрешенный на их территории. К индейским казино нет однозначного отношения: имеются как его противники, так и сторонники. Первые требуют лишения налоговых льгот или апеллируют такой моральной составляющей, как отсутствие у молодых поколений мотивации получать образование, рост преступности, алкоголизм. Сторонники, в свою очередь, говорят, что казино обеспечивает рабочими местами сотни тысяч человек, благодаря чему отпадает необходимость выплаты социальных пособий. Или, быть может, в них говорит «историческая вина» белых перед коренными жителями Америки?
В целом все больше индейских племен старается обрести экономическую независимость. Одни привлекают в резервации бизнес, другие надеются, что природные ресурсы в их резервациях обеспечат доход, в котором они нуждаются. Молодое поколение индейцев старается получить лучшее из того, что есть в обоих мирах. Фред Кадазинн, правнук знаменитого воина апача, получивший образование в колледже, говорит следующее: «Мое поколение потратило все свое время на изучение обычаев белых. Мы усвоили их, но потеряли многое из своего индейского наследия. Сейчас мы пытаемся восстановить то, что было утеряно».